Исследование МФК «Честное слово» о финансовой грамотности клиентов

14 февраля 2023

Исследование МФК «Честное слово» о финансовой грамотности клиентов

МФК «Честное слово» изучила уровень финансовой грамотности своих клиентов. Большинство опрошенных (71%) назвало свой уровень знаний средним, 18% — высоким и только 11% — низким.

Уровень закредитованности

Эксперты компании отметили прямую связь между средним числом займов на одного человека и его оценкой своего уровня финансовых знаний. Среднее число активных договоров на человека распределилось по группам следующим образом:

  • низкая грамотность — 2,1 шт.
  • средняя грамотность — 1,6 шт.
  • высокая грамотность — 1,4 шт.

Куда обращаются за деньгами

Большая часть респондентов (51%) первым делом обращается в МФО, если возникает необходимость занять денег. В целом 77% участников опроса считают микрозаймы самым удобным вариантом одолжить до зарплаты. Еще 17% могут занять у друзей, 16% — у родственников и 4% — у коллег, а ещё 13% используют кредитную карту.

Источник дохода

В этом вопросе респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. Основным источником дохода большинство (92%) участников опроса назвали зарплату. У 37% также есть подработка. Шестая часть (14%) полагается на социальные выплаты, а десятая (9%) — на помощь родственников. Варианты со своим бизнесом и сдачей недвижимости в аренду отметили меньше всего (по 7%) респондентов.

Среди тех, кто считает, что у них высокий уровень финансовой грамотности, для 94% респондентов источником дохода является зарплата, 12% также указали социальные выплаты, 10% респондентов упомянули помощь от родственников, а 6% назвали свой бизнес.

Среди тех, кто считает, что у них средний уровень финансовой грамотности, для 89% респондентов источником дохода является зарплата, 15% также указали социальные выплаты, 9% респондентов упомянули помощь от родственников, а 8% респондентов назвали свой бизнес.

Среди тех, кто считает, что у них низкий уровень финансовой грамотности, для 97% респондентов источником дохода является зарплата, 12% также указали социальные выплаты, 6% упомянули помощь от родственников и ни один респондент не отметил вариант с собственным бизнесом.

Сбережения

Большинство участников опроса (53%) откладывает деньги, но делает это «редко». Примерно треть респондентов (28%) вообще не создаёт сбережений. Только пятая часть (19%) заёмщиков МФК «Честное слово» регулярно пополняет «копилку».

Несмотря на то, что значительная доля клиентов пытается копить, совсем нет сбережений у 50% опрошенных. Накоплений 22% хватит на то, чтобы прожить менее месяца в случае потери дохода.  16% достаточно денег на 1–3 месяца, и только 12% заёмщиков смогут продержаться 3–6 месяцев.

Интересно, что в категории людей, которые оценили свой уровень финансовой грамотности как высокий, накопления отсутствуют примерно у половины опрошенных (52%). Среди тех, кто считает, что у них средний уровень финграмотности, таких людей чуть менее половины (45%). Заёмщики с низкой финансовой грамотностью отмечали отсутствие накоплений в 81% случаев.

Планирование бюджета

Большинство (80%) респондентов ответили, что планируют бюджет. 43% клиентов сервиса делают это на месяц и дольше. План на неделю составляют 29%. Расписывают траты по дням 9% опрошенных. Из тех, кто не планирует бюджет, 15% респондентов ответили, что покупают спонтанно, а 5% ищут, где занять, уже спустя пару дней после зарплаты.

Из 15% респондентов, которые отметили вариант со спонтанными покупками, большинство ответов (22%) ожидаемо принадлежит людям, которые считают, что их уровень финансовой грамотности — низкий. Ещё 16% ответов приходятся на респондентов со средними финансовыми знаниями, а 8% — доля тех, кто назвал свой уровень высоким.

Материальное положение

Среди клиентов МФК «Честное слово» треть (29%) относит себя к людям с низким уровнем дохода: 17% не хватает денег даже на еду, ещё 13% отметили трудности с покупкой одежды и обуви.

Большая часть респондентов — 68% — это люди со средним уровнем дохода: у 36% нет проблем с покупкой одежды и обуви, а 32% могут позволить себе крупную бытовую технику.

Чуть более трети (37%) респондентов отметили, что у них высокий уровень дохода: им хватает денег на машину, но есть трудности с покупкой квартиры. 10% респондентов и вовсе отметили, что не испытывают никаких материальных затруднений. 

Готовность поделиться

Несмотря на потребность в заёмных средствах, участники опроса МФК «Честное слово» активно помогают деньгами другим. Треть респондентов (35%) поддерживает деньгами своих родителей, четверть (25%) — детей. Родственникам и знакомым помогают 22% опрошенных, 2% отдают средства на благотворительность и только 16% участников не помогают никому.


Компании в статье

Название Регион Вид займа
Честное слово Честное слово Москва Наличными
Онлайн