Клубный киберспорт: франшиза, требующая стратегичности

7 июля 2020

Клубный киберспорт: франшиза, требующая стратегичности

Сооснователь COLIZEUM Алексей Локонцев, владелец сети киберспортивных клубов в России, рассказывает, почему отрасль готова работать далеко не с каждым инвестором.

Сейчас много говорят о том, что киберспорт и его ключевая производная – киберклубы – находятся на подъеме. Что на самом деле происходит в индустрии?

Киберспорт за последние 3-5 лет уверенно набирает обороты во многих странах. По мнению аналитиков Goldman Sachs, в 2019 году аудитория киберспорта достигала 200 млн человек, а к 2022 году этот показатель приблизится к уровню в 276 млн человек. Ежегодные темпы роста индустрии составляют 10-17% ежегодно.

По моим оценкам, в 2020 г аудитория российского сегмента индустрии киберспорта составит не менее 10–12 млн человек, а темпы роста будут порядка 10%. На волне роста киберспорта развивается клубное направление. Для клубов это основной драйвер развития, так происходит во всем мире.

Как на киберспорте отразилась пандемия? 

Пока спортивные чемпионаты и состязания были отменены по всему миру, кибертурниры переходили в онлайн и продолжали прирастать за счет новых фанатов и спонсоров.

По данным Bloomberg, в марте огромный поток геймеров фанатов Fortnite, популярной игры в жанре симулятора выживания, едва не обрушил итальянские системы связи. Крупнейшая онлайн-платформа Steam в этом же месяце зафиксировала своеобразный рекорд – 20 млн пользователей, одновременно участвующих в играх. Менее чем за неделю этот показатель был обновлён до 22 млн геймеров. Популярность видеоигр в США после вспышки коронавируса увеличилась почти на 75%. На 12% вырос стриминг, а общий сетевой трафик поднялся на 20%. По информации StreamElements, крупнейшего сервиса для стримеров, среднее количество зрителей на Twitch (ведущий сайт потокового видео, где основная тема вещания – игровое видео и прямая трансляция киберспортивных турниров) выросло на 10%, а на YouTube Gaming – на 15%.

Аудитория, которая из-за карантина была вынуждена отказаться от многих привычных развлечений, нашла новый формат. Ждем, что после окончательного снятия ограничений у компьютерных клубов появится многочисленная аудитория поклонников игр. Ведь далеко не все могут позволить себе покупку домой игрового компьютера. Минимальная стоимость хорошего компьютера составляет 60 000 рублей, а комплексного набора «железа» с периферией – более 100 000 рублей.

Как компания жила в этот непростой период, когда дохода от основной деятельности не было.

Наши франчайзи платят небольшую арендную плату. В этом специфика модели развития COLIZEUM. Те, кто не сумели договориться о замораживании арендной платы за время карантина, понесли убытки. Но это не существенные убытки для любого клуба, успешно работающего от полугода.

На самом деле работы в этот период хватило всем. COLIZEUM стал проводить турниры онлайн. Участниками первого события стали более 1000 человек.

Завершили модернизацию собственного уникального софта, а также системы контроля качества и круглосуточной техподдержки обучения, начали разрабатывать мобильные приложения. Почти не прерываясь проходила подготовка к открытию нескольких десятков точек одновременно. На данный момент сеть COLIZEUM объединяет 71 точку, еще 60 находятся в процессе запуска. Каждую неделю мы открываем от одного до нескольких клубов в городах России. На днях открываются точки в Казани, Ногинске, Первоуральске, Екатеринбурге, Омске, Тобольске, Кургане, Саранске, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также нескольких новых точек в Санкт-Петербурге, Москве и области.

Как долго может продлиться рост в клубном сегменте?

По нашим оценкам, рынок Москвы приблизится к насыщению не ранее, чем через два-три года, в регионах – через три-пять лет. Даже рынок Санкт-Петербурга сегодня насыщен менее, чем на 10-15%, в большинстве регионов на один город с численностью 200-300 тыс людей, может приходиться один компьютерный клуб.  

Уже в 2020 году мы можем увидеть на рынке появление новых самостоятельных клубов или сетевых игроков. Например, для нас 2020 год станет периодом агрессивной экспансии в регионы, она уже началась. Заходя в регионы мы видим одинаково взрывной спрос на клубы. У предпринимателей есть средства, а игроки испытывают дефицит площадок, где могут играть на профессиональном железе и просто встретиться с единомышленниками.

Через примерно 5-7 лет рост числа клубов сохранится, но темпы прироста снизятся. Будет происходить замещение одиночных игроков сетевыми компаниями, увеличится доля тех, кто сможет предложить интересные концепции, насыщенный календарь событий для игроков своих клубов.

В перспективе 7-10 лет на рынке останутся 3-4 федеральных сетевых игрока и в каждом регионе будут присутствовать свои небольшие сети из 5-7 точек. Одиночные клубы, которые сейчас в основном превалируют на региональном рынке, сдадут свои позиции в течение 1-2 лет. Они давно уже не выдерживают конкуренцию по сервису и качеству железа.

Какую доходность обеспечивают клубы?

Доходность киберклубов COLIZEUM может достигать 40-50% годовых. Думаю, что другие сетевые концепции обеспечивают порядка 25-30% годовых. Сказывается эффект масштаба. COLIZEUM лидирует сейчас в России по числу точек, игроки узнают бренд, доверяют и охотно делают выбор в нашу пользу. Клубы располагаются в удобных местах, всегда в наличии популярные игры, а если какой-то не окажется в конкретном клубе, менеджер ее установит для вас. Эта услуга будет бесплатной.

Возврат инвестиций составляет от 12-15 месяцев. Согласитесь, такие условия сегодня сложно найти на банковском или фондовом рынке.

Сколько стоит открыть свой киберклуб?

Давайте посчитаем. Стоимость оборудования одного игрового места обойдется в 150 000 - 200 000 рублей. Расходы на системный блок составят 100 000 рублей, игровой монитор – 25 000 рублей, периферию – 25 000 – 35 000 рублей. Таким образом, открытие клуба на 40 компьютеров обойдется в 6 –7 млн рублей, если это делать самостоятельно, и от 5 млн рублей при поддержке франшиз.

Что на ваш взгляд сдерживает развитие рынка?

Неспособность или нежелание многих инвесторов работать в долгую. Из-за ужесточений требований регулятора с рынка МФО может уйти больше половины игроков. Эти инвесторы привыкли работать с определенным уровнем риска, среди них много недобросовестных игроков.

Киберклубы – это бизнес, гарантирующий привычный для них уровень доходности и даже эмоций и азарта, но требующей стратегичности. Киберклубы можно совмещать с другими своими бизнесами, наращивать число точек одну за другой, но при этом нужно жестко соблюдать регламенты бренда, следить за трендами, важное значение имеет деловая репутация. Быстро заработать и покинуть этот рынок не получится.

Еще одной проблемой является копирование известных франшиз. Инвесторы изучают бизнес со стороны, знакомятся с предложением, задают много вопросов и начинают испытывать иллюзию, что все очень просто. Результатом такого решения часто становятся некачественные и малоприбыльные копии брендовых киберклубов. Из года в год мы наблюдаем такие попытки. Убытки российского сегмента киберклубов от такого рода плагиата исчисляется сотнями тысяч долларов.

Каждую неделю у нас проходят встречи с потенциальными инвесторами – франчайзи бренда и главный вопрос, который нас интересует после обсуждения суммы инвестиций и условий партнерства, это – готовность к сотрудничеству в долгую. Наша цель – создать профессиональный клубный сегмент, который станет полноправной частью мировой культуры киберспорта.