Когда МФО придут в магазины

9 августа 2015

Когда МФО придут в магазины

По оценкам экспертов, покупательская потребность россиян на бытовую технику в первом полугодии упала на 35 % после массового ажиотажа, который был в конце 2014 года. Основной причиной снижения стало снижение объемов pos-кредитования банками в торговых точках: по разным оценкам, оно сократилось в полтора раза.

Среди косвенных причин, почему банки стали реже оформлять кредиты на приобретение бытовой техники, стал пересмотр цен крупнейшими игроками и производителями из-за валютной составляющей в конечной стоимости товара. При  значительном увеличении стоимости товара, пропорционально выросли риски невозвратности кредитов и ухудшения качества их обслуживания. В условиях, когда Центральный банк ужесточает требования к качеству кредитных портфелей, банки попросту вынуждены пересмотреть лимиты на pos-кредитование и свои скорринговые модели. Кроме того, сейчас рынок переживает так называемую утряску, уходят недобросовестные игроки-перепродавцы, жившие за счет наценок и агрессивного продвижения бренда; оставшиеся пересматривают расходы на логистику, персонал, торговые площади, переходят в онлайн-торговлю и увеличивают комиссионные доходы (доставка, сервисное обслуживание, предоставление нетипичных услуг).

Сегодня рынок находится в ожидании прихода на сегмент pos-кредитования микрофинансовых организаций. Они могут предложить конкурентоспособные кредитные продукты за счет своего отличия в части требований перед регулятором. Во-первых, микрофинансовые организации и банки проверяют качество кредитной истории через Бюро кредитных историй. Банки вынуждены учитывать даже малейшие технические просрочки, что отражается на формировании их резервов, и, как правило, на размере процентной ставки. Во-вторых, именно размер процентной ставки у обоих финансовых институтов  при pos-кредитовании находится в смежном диапазоне. Так, банковская ставка находится в границе 70-120% годовых, у МФО – от 0,4% до 2%  в день (эквивалент 144% и 730% годовых). Если добавить сюда скрытые банковские комиссии за перевод денег на счет магазина, страховые программы и комиссии за зачисление денег на счет клиента в качестве платежа по кредиту – то ставки выровняются. И в-третьих - договор займа, который оформляет МФО, предусматривает возможность пролонгации, в отличие от банковского кредитного договора.

По мнению Алексея Буханова, директора по маркетингу и продажам МФО «Честное слово», товарные кредиты выглядят очень привлекательно для микрофинансовых организаций. И у МФО есть огромный потенциал для того, чтобы в ближайшее время занять значительную долю рынка POS-кредитования. Гибкий подход к оценке заемщика и оперативность в принятии решения о выдаче микрозайма – главные преимущества микрофинансовых компаний, которые позволят конкурировать с банковскими кредитами. По словам Алексея Буханова, появление МФО возможно в магазинах в первую очередь с достаточно высоким средним чеком. По словам Сергея Боброва, генерального директора микрофинансовой компании «Финансы и Кредит», МФО по своим технологиям потребительского кредитования практически не отличаются от банков, поэтому «заход» МФО в торговые сети вполне реален и МФО реально могут составить конкуренцию банкам в этом сегменте рынка. С учетом сумм микрозаймов, а это от 20 тыс. до 1 млн. рублей – в услугах МФО заинтересованы продавцы дорогостоящих товаров таких, как автомобили, ювелирные изделия, крупная бытовая техника, стройматериалы.

Эксперты также считают, что клиенту по большому счету все равно, кто ему дал возможность приобрести товар в магазине: банк или МФО. Особенно это касается дистанционных покупок в онлайн-магазинах. С учетом консервативности банков, МФО получают в этом сегменте преимущества, так как подавляющее большинство их них уже обладают технологиями по оформлению займов через интернет.


Компании в статье

Название Регион Вид займа
Честное слово Честное слово Москва Наличными
Онлайн