МФО разделили: нюансы новых реалий микрофинансирования

30 марта 2016

МФО разделили: нюансы новых реалий микрофинансирования

29 марта вступили в силу поправки в законодательство о микрофинансовой деятельности. На круглом столе «Весенние метаморфозы МФО: чего ждать МФО и их клиентам», организованном информационным агентством Easyfins.ru, представители микрофинансовых организаций обсудили, как нововведения повлияют на микрофинансовый рынок, справятся ли МФО с новыми требованиями и повысится ли стоимость займа для потребителя.

С одной стороны, микрофинансовый рынок в 2015 году не оправдал прогнозные ожидания экспертов: по оценке аналитиков RAEX (Эксперт РА), рынок вырос на 25% против желаемых 50%. Традиционно микрофинансовую деятельность сравнивают с банковской. И в целом все выглядит крайне оптимистично: на рынке действует более 3,7 тысяч МФО против 700 с небольшим банков, а прирост рынка на 25% на фоне сокращения банковского кредитования подтверждает мысль, что до насыщения и удовлетворения спроса еще далеко. С другой стороны, рынок от некоторой хаотичности и неопределенности стремится к нормализации. Впервые в 2015 году ЦБ РФ исключил из реестра компаний больше, чем включил. Законодатели стали разрабатывать и внедрять новые законы по регулированию микрофинансового рынка. Появились новые требования к отчетности, внедрен институт саморегулирования отрасли. И вступили в силу поправки к закону о микрофинансовой деятельности, которыми предусмотрено достаточно много изменений, которые затронут как потребителей, так и сами компании.

Самое животрепещущее изменение – ограничение максимальной переплаты четырехкратным размером суммы займа по краткосрочным займам (до одного года). Это требование относится только к тем займам, которые были оформлены 29 марта и позднее. «Норма направлена на сокращение закредитованности потребителей, - говорит директор по правовым и корпоративным вопросам группы компаний «Быстроденьги» Александра Решетникова. - При этом отмечу, что весь микрофинансовый рынок в России составляет менее 1% от банковского рынка. Поэтому он практически не влияет на закредитованность населения со стороны банковского сектора». 

Второе существенное изменение – разделение микрофинансовых организаций на тех, кто может привлекать инвестиции от частных лиц и на тех, кто не может.
«Для игроков вводится разделение МФО на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК), которое позволит оставить на рынке сильные и надёжные организации, с прозрачными и понятными условиями для клиентов», - поясняет Андрей Петков, генеральный директор глобального бизнеса онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» (МФО «Честное слово»). К слову, как пояснили в пресс-службе Банка России, те МФО, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до 29 марта 2016 года, автоматически признаются МКК, но при этом они обязаны до 29 марта 2017-го определиться со своим статусом и привести свое наименование в соответствие с требованием закона. При этом по оценке первого зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, статус МФК на сегодня могут получить не более 50 компаний из внесенных в реестр более чем 3755.

Тем не менее, разделение МФО на два типа оправдано. На сайте ЦБ будут размещены как реестр МФК, так и реестр МКК. «Клиент в любой момент сможет определить, к какому типу МФО относится компания и понять, может ли организация привлекать средства граждан (только МФК) или она лишена такой возможности (МКК)», - пояснил Андрей Петков. «Клиенты получат дополнительные гарантии при инвестировании в МФО, - говорит Александра Решетникова. – Это стало возможным из-за изменения очередности платежей при погашении  задолженности МФО перед инвесторами, кроме того, введено требование к размеру собственного капитала микрофинансовой организации в сумме не менее 70 миллионов рублей». По словам эксперта, первыми на себе изменения законодательства ощутят те МФО, которые привлекают инвестиции от частных лиц. Пока компания не приобретет статус МФК, она не сможет привлекать частные инвестиции на срок, превышающий 28 марта 2017 года. 

Самые большие изменения ожидают компании, выдающие займы через интернет. Для идентификации клиента необходимо привлекать банки, и этим правом наделены исключительно  МФК. И если по умолчанию все ныне действующие МФО признаются в статусе МКК, то возникает ситуация, когда компании не в полной мере соблюдают требования закона о противодействии легализации доходов в части идентификации. «И есть если раньше теоретически можно было ссылаться на неурегулированность вопроса о порядке идентификации для онлайн сделок, когда операционисту МФО объективно невозможно посмотреть оригинал паспорта клиента, то с указанной даты такая ссылка становится слабо обоснованной», - поясняет эксперт «Быстроденег». По ее словам, приобретение статуса МФК, позволяющего как привлекать займы физических лиц на любые сроки, так и использовать упрощенную и удаленную идентификацию, будет невозможно в ближайшие месяцы, так как указаний Банка России, касающихся требований к процедуре изменения статуса МФО, до сих пор нет. Поэтому реальное разделение рынка МФО не произойдет 29 марта 2016 года.

Эксперты сошлись во мнении, что по итогам 2016 года рынок микрофинансирования покажет рост не менее чем на 20%. «Доля МФО в потребительском кредитовании продолжит увеличиваться, особенно за счет развития микрофинансовых «дочек» банков и онлайн-сегмента», - подчеркнула Александра Решетникова из «Быстроденег». Андрей Петков из МФО «Честное слово»  пояснил, что «такими темпами, какими рынок рос до настоящего момента, он вообще не может расти до бесконечности, но рост все же будет продолжаться».  По сравнению с 2015 годом рынок будет наращивать клиентскую базу меньшими темпами. Офлайн-сегмент перейдет в зрелую стадию развития, где основную долю составляют повторные заемщики – начинается этап «переманивания» клиентов конкурентов. На фоне бурного роста дистанционных каналов офлайн-сегмент сохранит свои позиции и остается весомым как по доле рынка, так и по темпам развития. Аналитики «Быстроденьги» прогнозируют, что рынку потребуется не менее 5 лет, чтобы соотношение онлайн и офлайн начало выравниваться. 

В 2016 году МФО начнут включать в линейку новые продукты – краткосрочные или потребительские займы. Также изменения произойдут и с МФО, работающими в сегменте малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей - на их рынке неминуемо возрастет конкуренция. Анатолий Артюхов, генеральный директор НАО "ОМФО" (работает под торговой маркой «Народная казна») считает, что отсутствие финансовой поддержки сегодня является болевой точкой МСБ в России. «Банки, особенно крупные, стали неохотно выдавать кредиты представителям малого бизнеса, а программ господдержки, на которые могут рассчитывать предприниматели, не всегда бывает достаточно для развития бизнеса, и к тому же, предоставляется она далеко не «всем и каждому». Поэтому спрос на займы МФО со стороны этой категории клиентов будет постепенно расти. Отсюда целесообразным становится вопрос о выходе микрофинансовых организаций, которые до этого момента не работали с малым бизнесом, на новый сегмент рынка – займов для юридических лиц и предпринимателей», - пояснил Анатолий Артюхов. К слову, законодатель для МФО, предоставляющих займы малому бизнесу, увеличил максимальную сумму займа с 1 до 3 млн рублей. «С точки зрения тех, кто работает с частными лицами, появление у них предложений для бизнеса вполне возможно. Однако те МФО, которые сегодня кредитуют бизнес, думаю, что они вряд ли перейдут к «физикам», так как это более сложные бизнес-процессы и серьезная автоматизация. По тем же причинам они и не уйдут в онлайн», - считает Андрей Петков