Число подозрительных заявок на кредиты выросло в полтора раза

24 февраля 2016

Число подозрительных заявок на кредиты выросло в полтора раза

Объединенное кредитное бюро (ОКБ) представило итоги анализа кредитных заявок на основе данных системы противодействия кредитному мошенничеству на межбанковском уровне "Национальный Хантер", которая ежегодно фиксирует более 250 000 попыток мошенничества более чем в 40 крупнейших кредитных организациях России.

В 2015 году количество заявок с подозрением на мошенничество выросло на 50%, говорится в исследовании. Если в 2014 году зафиксировано 244 тыс. подозрительных заявок, то за 2015 г. их количество составило уже более 362 тыс. При этом общий поток кредитных заявок сократился на 30%, что свидетельствует об активизации мошенников и общем ухудшении качества входящей популяции заемщиков, с которым столкнулись банки в прошлом году. Наибольшее количество "плохих" заявок пришлось на декабрь  – более 50 тыс. заявлений носили признаки потенциального мошенничества против 27 тыс. в декабре 2014 года. 

Изменилась и типология мошеннических заявок. В 2014 году 45% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества, в 2015 году этот показатель снизился до 35%. Соотношение этого типа заявок к общему входящему потоку заявлений практически не изменилось, что говорит о сохранении прежнего уровня активности организованных групп мошенников. Однако в 2,5 раза выросло количество заявок, в которых используются недостоверные данные о работодателе. Доля этого показателя в общем количестве подозрительных заявок также за прошедший год выросла с 10% до 24%. Это говорит о новом популярном мошенническом тренде – росте количества обращений граждан к различного рода "посредникам в получении кредита", которые за вознаграждение помогают им подтвердить фиктивные доходы и занятость с целью получения кредита.

"В 2015 году наблюдался всплеск попыток мошенничества на кредитном рынке, что характерно для периодов экономической нестабильности. Основным фактором роста являются не организованные группы мошенников, а новая популяция заемщиков, которая прежде не воспринималась банками в качестве "плохих" клиентов", - приводится в исследовании слова генерального директора Объединенного Кредитного Бюро Даниэля Зеленского. По его мнению, в условиях падения реальных доходов и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к заемщикам, заемщики идут на незначительные с их точки зрения махинации о своем социальном статусе или уровне дохода. Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам в обмен за вознаграждение. Информация о таких услугах в большом количестве присутствует в интернете и на улицах городов.