МФО толкаются названиями

22 декабря 2015

МФО толкаются названиями

В Новосибирской области создается прецедент: в ряде СМИ появились сообщения о том, что на местный рынок вышла неизвестная микрофинансовая организация, которая стала работать под чужой торговой маркой. Тут же подключились пользователи социальных сетей с обличительными высказываниями. Easyfins.ru разбирался в ситуации и делал выводы, можно ли работать на финансовом рынке со схожими наименованиями.

Бренды на слуху

Претензия возникла у ООО «Лайм-Займ», которое работает под торговой маркой LIME. Компания зарегистрирована и включена в реестр микрофинансовых организаций в октябре 2013 года. Осенью 2015 года согласно требованиям законодательства дополнила собственное наименование сочетанием «микрофинансовая организация» и заодно сменила адрес регистрации с московского на новосибирский. Специализируется на предоставлении дистанционных займов через Интернет.
Компания ООО «А2» появилась на рынке в октябре 2015 года с услугой выдачи микрозаймов с помощью так называемых кредитоматов. Это смесь стандартного офисного многофункционального устройства с банкоматом: и договор распечатает, и паспорт отсканирует, и деньги в виде займа выдаст. Кредитоматы (по данным сайта компании) уже установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Все кредитоматы оформлены в едином зеленом стиле и нанесена идентификация: «Лаймзайм». Факт использования данного словосочетания и вызвал недовольство у первой компании, которая посчитала его несанкционированным. 

Экскурс в законодательство

Возникла коллизия: разные юридические лица ООО «Лайм-Займ» и ООО «А2» работают под разными торговыми марками – LIME и «Лаймзайм». Если говорить о схожих наименованиях юридических лиц, то, безусловно, в законодательстве оговорено, что наименование должно быть уникально – но данная норма закона не применяется и на рынке полно компаний с одинаковыми названиями. Хотя будущий собственник перед регистрацией компании может найти схожие наименования в реестре на сайте налоговой инспекции. Этот процесс бесплатен. Для микрофинансовых организаций ЦБ РФ установил более жесткие требования – в реестре МФО не должно быть МФО с одинаковыми наименованиями. Банк России впервые применил данную норму в начале декабря 2015 года и исключил из реестра сразу три компании. Вероятно, совпадение в названиях не является основным поводом на исключение, иначе из реестра давно были бы исключены десятки других компаний. 
Любому умеющему читать понятно, что никакого намека на схожесть в наименовании между ООО «Лайм-Займ» и ООО «А2» нет. Спор разгорелся из-за употребления сочетания «Лаймзайм» компанией ООО «А2». Якобы компания в качестве своей торговой марки использует чужое фирменное наименование юридического лица. 

Правовые последствия

У обеих компаний в качестве логотипа выбрана половинка лайма, но с разным начертанием, а в качестве фирменного цвета выбран зеленый, но разной насыщенности. Одна из компаний дополнительно стилизовала дольку лайма под настенные часы (что символизирует время) и выбрала написание бренда на латинице, вторая – остановилась на обычной дольке лайма, но - с написанием бренда на кириллице. 
«Ключом к выбору лайма в качестве образа бренда могли послужить цвет и ассоциативный ряд, который возникает в восприятии аудитории. Зеленый цвет – цвет спокойствия, одобрения и стереотипно – еще и цвет денег, - комментирует Наталия Тихонова, управляющий партнер агентства коммуникаций «Ять». – Все эти ключевые характеристики отвечают позитивной модели восприятия целевой аудиторией бренда  микрофинансовой организации». Как отметила Юлия Тарасова, независимый консультант по бренд-маркетингу, лайм ассоциируется со свежестью, новизной, чем-то ярким и необычным, поэтому его часто используют в качестве элемента логотипа многие организации, стремящиеся показать свою новизну. 
Как сообщили Easyfins.ru в ООО «Лайм-Займ», компания в марте 2015 года получила свидетельство о регистрации товарного знака LIME и логотипа в виде дольки лайма. По информации Easyfins.ru, ООО «А2» также подала на регистрацию фирменное наименование "ЛАЙМЗАЙМ", а также его графическое изображение в Роспатент через патентного поверенного «ЮСК Групп Юридические решения». 
«Любая торговая марка должна быть зарегистрирована в качестве товарного знака в Роспатенте. Однако при малейших внесенных изменениях охранное право перестает действовать, достаточно привести пример торговой марки сливочного масла Valio и масла «Баба Валя». Товарный знак может быть составным и включать в себя не только лайм, но и цветовую гамму, начертания фирменного наименования, размер и тип шрифта, и так далее. В данном примере логотипы и наименования не имеют признаков схожести», - сообщила Юлия Тарасова. 
Иной точки зрения придерживается адвокат Станислав Кушнир: «В данном случае можно говорить о том, что ООО "А2" использует так называемое "коммерческое обозначение" (ЛАЙМЗАЙМ), то есть средство индивидуализации, не подлежащее включению в реестр, но позволяющее отличать свое предприятие, о чем говорится в статье 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это коммерческое обозначение совпадает до степени смешения с фирменным наименованием ООО "ЛАЙМ-ЗАЙМ", и в этом случае, согласно ст.1539 ГК РФ, ООО "ЛАЙМ-ЗАЙМ" вправе требовать от ООО "А2" прекращения использования коммерческого обозначения "ЛАЙМ-ЗАЙМ" и возмещения убытков».

Обратная связь

Обе компании несут определенные репутационные и экономические потери. Как передал Easyfins.ru директор ООО "Лайм-Займ" Алексей Нефедов через своего представителя, компания рекомендует всем своим клиентам подавать жалобы в ФАС и ЦБ, а также обращаться в полицию по факту введения в заблуждение и [рисков] за сохранность персональных данных. В ООО «А2» Easyfins.ru сообщили, что никаких официальных уведомлений от ООО «Лайм-Займ» в компанию не поступало, в отличие от «неофициальных уведомлений в виде угроз», тем не менее, чтобы не вводить в заблуждение собственных клиентов, в компании принято решение о доработке торговой марки и изменению логотипа. На момент подготовки материала официальный сайт ООО «А2» был отключен. Easyfins.ru будет следить за развитием событий.