Испортить кредитную историю

16 июля 2015

Испортить кредитную историю

На фоне экономического кризиса и растущих на его фоне патриотических настроение, как-то незаметны вступили в силу и уже вовсю работают колоссальные изменения в закон о кредитных бюро. Так, например, кредитные бюро с 1 марта 2015 года вполне легально собирают все данные по неплательщикам услуг телекоммуникационной связи (это не только сотовые телефоны, но и Интернет, кабельное и спутниковое телевидение). Сюда же передают данные и наши любимые ЖЭКи и управляющие компании – по неплательщикам коммунальных услуг. Более того, банки получили право запрашивать данные о клиенте напрямую в Налоговую службу и Пенсионный фонд.

И вроде бы в законе прописано, что передаваться сведения будут только в случае решения суда, однако некие сомнения все же есть. В моей личной практике была история, когда предыдущий жилец провел себе интернет, и съехал. Естественно, перестав платить за услугу, которой он не пользовался, так как решил, что договор он заключил по адресу квартиры. Коллекторы, а затем и судебные приставы, решили иначе – не квартира заключала договор и брала на себя обязательства по оплате, а конкретный человек с конкретными паспортными данными.  Теперь представьте всю глубину обиды этого жильца, который из-за долга в 2500 рублей отныне не только за границу выехать не может (судебные приставы по этой линии постарались), но еще и ограничен в своих конституционных правах по купли-продаже движимого и недвижимого имущества. И именно из-за своей невнимательности он с 1 марта не сможет взять ни кредит в банке, ни займ в микрофинансовой организации, но еще и рискует, что банки попросят его досрочно погасить все его действующие кредиты.

Обмен данными с налоговиками и Пенсионными фондами тоже, с одной стороны, направлено исключительно на благо человека – пусть сам смотрит, сколько перечисляет за него его работодатель и какова его исполнительская налоговая дисциплина. Однако мой далеко не молодой родственник, например, настолько запутался в постоянных изменениях законодательства (пенсионеры в какой-то год не платили транспортный налог), что еле отбился от клейма злостный неплательщик налогов.  Никто не слушал его оправданий – да, было постановление, что пенсионерам платить не надо, но потом постановление отменили. И параллельно отменили обязательство рассылки почтовых уведомлений о начисленных налогах, внедрив на сайте Налоговой службы виртуальный личный кабинет налогоплательщика. Вот и получилось, что человек знал на собственном опыте, что платить не надо, никаких уведомлений не получил, а пени стали капать. И пары копеек не хватило до подлимитной суммы, чтобы стать административным уголовником. Кредиты ему в банках не нужны, однако он долгое время пользовался благами цивилизации – сотовой связью. И у всех операторов есть такая функция – обещанный (отложенный) платеж. Когда оператор разрешает уходить в минус. И вуаля – по стране участились случаи, когда сотовые операторы массово стали отказывать своим клиентам в данном сервисе. Это же кредит? Кредит. Не платите налоги или не можете решить, по какой из двух квитанций за воду платить – так случилось, что именно в вашем доме энергетики и ЖЭК не могут между собой договориться, кто из них будет принимать платежи от населения? И раз кредитная история испорчена, то никаких больше ссуд или рассрочек.

И почему Пенсионный фонд так страшен? Наверное потому, что ему, как и всему государственному, можно долго задавать вопросы на тему защиты персональных данных и не слышать на них ответов… Лично мне будет неприятно, если на мой городской телефон начнут звонить некие загадочные молодые люди с обещаниями золотых гор, предлагая воспользоваться услугами такого-то банка. Откуда это все просачивается и выплывает? И вспомнить про бедных бабушек и дедушек, которых обманывают фиктивные соцработники – они же откуда-то получили информацию о пенсионных накоплениях!

Примеров, когда банки начинали списывать пенсионные средства в счет погашения задолженностей по исполнительным листам, требовать погашения задолженности несуществующего долга (от прямого мошенничества или совпадения ряда нелицеприятных факторов – или друг телефон оставил, или бывший квартирант наследил) - масса и масса. И, в принципе, при умелом использовании сведений из кредитных бюро, можно своевременно отловить  ошибку и незамедлительно ее исправить. Как случилось и у меня, когда я увидел, что моя кредитная карта вовсе не закрыта, в чем были уверены я и заявление с отметкой о принятии банком, а вполне себе чувствовала действующей и даже продолжала просить комиссию за годовое обслуживание.

И еще одно изменение, малоприятное для рядового потребителя. Теперь кредитная история пополнилась новым разделом – так называемым информационным. Доступ к нему будут иметь все финансовые организации, страховщики, кредитные союзы – согласия владельца кредитной истории на доступ к разделу не потребуется. Она будет содержать в себе все данные по денежным займам – сколько взято, сколько раз и по каким причинам отказывали в предоставлении кредитов, какое количество просрочек. Для праведников данный раздел не страшен, он специально создан для замалчивающих информацию о своих кредитах и не дающих согласие на запросы в БКИ. И нововведение поможет банкам принимать правильные решения о кредитовании на основе этих данных.

Поэтому пора брать себе за правило хотя бы раз в год проверять свою кредитную историю. Тем более, что это не сложно, хотя потребует некоторых первичных телодвижений.

Евгений Петров