Франшиза в МФО: подводные камни

22 октября 2015

Франшиза в МФО: подводные камни

Микрофинансовый рынок, равно как некоторые бренды сети питания, пытается развиваться по принципу франшизы. Выгода проста: желающий открыть МФО не несет расходы на анализ конкурентов, продвижение бренда, настройку модели оценки заемщиков или взыскание просроченных долгов. А для владельцев франчайзинговой модели тоже есть своя выгода: за счет инвесторов они расширяют сеть своего присутствия и еще более укрепляют собственный бренд. И получают рост дохода в виде роялти в геометрической прогрессии.
Подсчитать, сколько из почти 7000 внесенных в реестр МФО живут на условиях франшизы, невозможно. Большинство франшизодателей не раскрывают информацию о количестве своих франчайзи на сайтах: потребитель выбирает бренд, а не конкретное юридическое лицо, внесенное в реестр. И, опять же, при отзыве конкретной МФО из реестра репутация бренда остается безупречной. Можно только по косвенным признакам определить, что в каждом городе однозначно есть та или иная франчайзи – по схожести названия юридического лица с материнской компанией, по сопоставлению отзывов клиентов в Интернете о бренде и юридическим лицом, действующим в конкретном городе, по учредителям, а также по адресам отделений, указанных на сайте головной компании. Вероятнее всего, не менее четверти компаний в реестре – это франчайзинговые.

Одного желания мало

Быть франчайзинговой компанией – ни плохо, ни хорошо. Эти МФО жестко ограничены в своем развитии договором о франчайзинге (к слову, даже типовой договор найти в общем доступе достаточно сложно) – и не могут предлагать собственные кредитные продукты или расширять территорию присутствия. С другой стороны, любая бизнес-модель предусматривает извлечение прибыли – и материнская компания вряд ли будет рисковать и разрешит открыть МФО только ради открытия, а не для извлечения прибыли в виде ежемесячных роялти. Многое зависит от грамотно выбранной территории и места расположения – опытные маркетологи не позволят открыть франчайзинговую компанию в городе, уже наполненном другими известными брендами. Влияет и поддержка в виде обеспеченного потока заявок, регулирования взыскания долгов, помощи с оформлением документации и составления отчетности. Но успех все равно зависит непосредственно от самого собственника данной маленькой МФО – как он поведет себя на конкурентном рынке, сумеет ли придумать незапрещенные маркетинговые ходы и быстро нарастить клиентскую базу.

Некоторые МФО, развивающие по принципу франчайзи, тем не менее, публикуют документацию по всем юридическим лицам, работающих под данным брендом. В качестве причины можно предположить, что это или желание придать значимости масштабам собственного бизнеса, или желание исполнять закон о микрофинансовой деятельности – любая компания обязана публиковать условия предоставления займов в сети Интернет. Но в погоне то ли за количеством, то за исполнением закона, компании идут на жесткое нарушение других норм того же самого закона. В частности, МФО «АктивДеньги» продолжает на своем сайте упоминать в разделе «Документы» среди действующих компаний в том числе и исключенные из реестра микрофинансовых компаний (пункт 2.1. закона о микрофинансовой деятельности прямо говорит об обязанности компании информировать потребителя об исключении из реестра, что означает утрату права на выдачу займов и привлечение инвестиций). В данном случае для потребителя существует риск воспользоваться услугами у компании, которая не может данные услуги по закону предоставлять. На запрос Easyfins.ru, опять же, в нарушение закона о СМИ об ответе в течение 7 дней, о причинах нарушения законодательства в компании не ответили. Проигнорировали запрос и в СРО «МиР», в одной из крупнейших на сегодня саморегулируемых компаний, к которым с 1 января 2016 перейдут функции надзора и контроля за деятельностью МФО.  Более того, по косвенным причинам можно предположить, что и сама материнская компания «АктивДеньги» была исключена из реестра еще в начале 2015 года.  

 


Компании в статье

Название Регион Вид займа
АктивДеньги АктивДеньги Алтайский край
Белгородская область
Владимирская область
Кировская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Нижегородская область
Новосибирская область
Пензенская область
Пермский край
Республика Башкортостан
Республика Мордовия
Ростовская область
Свердловская область
Томская область
Тюменская область
Ульяновская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Челябинская область
Чувашская республика
Наличными