Цифры вразнос: онлайн-МФО делят доли рынка

19 января 2017

Цифры вразнос: онлайн-МФО делят доли рынка

Микрофинансовые организации, работающие в онлайн-сегменте, спешат озвучить собственные прогнозы по итогам 2016 года. Вероятно, объемы Интернет-рынка займов вырастут не менее чем в два раза. Сопоставив цифры, Easyfins.ru пришел к выводу, что некоторые МФО сильно лукавят против истины.

Оценить количество участников рынка онлайн-займов можно только эмпирически. Во-первых, виновата терминология. Некоторые компании, развивая каналы выдачи денежных средств, значительно расширяют классическое определение онлайн-займов (заявка через Интернет или мобильное приложение; моментальное перечисление денежных средств на банковскую карту или Интернет-кошельки). Некоторые под онлайн-займами считают все способы, при которых отсутствует живое общение клиента с сотрудником: так называемые платежные карты (аналог банковской карты, оформляется клиентом лично в офисах продаж при первом обращении, затем денежные средства перечисляются по заявкам дистанционно), получение наличных денег в офисах платежных систем, а то и вовсе – в так называемых кредитоматах (расширенный аналог банкомата, с помощью которого можно оформить заем и получить наличные).

Во-вторых, как такового реестра онлайн-МФО не существует. В теории он может появиться в апреле 2017 года, когда завершится процесс реорганизации МФО на МФК (микрофинансовые) и МКК (микрокредитные) компании. Однако МКК смогут работать в двух сегментах – наличном или онлайн, в отличие от МКК, которые смогут работать только в сегменте наличных займов. Впрочем, как ранее писал Easyfins.ru, на 13 января 2017 года – за два с половиной месяца до вступления изменений в законодательство -  более чем из 2,5 тыс действующих сегодня компаний статус МФК получили всего пять – "Быстроденьги", "Домашние деньги", "ОТП Финанс" (связана с "ОТП-банком"), якутская "АЭБ Партнер" (учреждена банком "Алмазэргиэнбанк") и "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства".

В-третьих, микрофинансовые организации не спешат быть информационно открытыми: они не публикуют финансовую отчетность. Единственным источником, который сегодня позволяет определить примерные показатели рынка онлайн-займов, является рэнкинг рейтингового агентства RAEX. Последний рэнкинг составлен по итогам первого полугодия 2016 года: на 1 июля 2016 года портфель онлайн-займов составлял 4,3 млрд рублей, а объем выданных за 6 месяцев 2016 года микрозаймов - 8,2 млрд рублей. Отметим, что в этих цифрах отсутствуют сведения как минимум других крупных игроков рынка – "Займер", "еКапуста", "Деньги сразу", Ferratum, Pay P.S., CreditPlus и других. В последнем рэнкинге RAEX приняли участие всего 12 компаний (напомним, из действующих 2,5 тысяч МФО или, по субъективным оценкам, около 100 серьезных онлайн-МФО). Насколько объективна представленная в нем информация, судить сложно, так как участие в рэнкинге добровольное и основано на доверии. Компании самостоятельно принимают решение, какие сведения предоставлять, а соответствие информации финансовой документации RAEX не проверяет (за исключением рейтингуемых агентством компаний по надежности и кредитоспособности).

И хотя сами по себе цифры влияния на потребителя не оказывают (критерием выбора МФО служит низкий процент и скорость предоставления займа), факт раскрытия финансовых показателей повышает цитируемость бренда в СМИ. И уже этот фактор влияет на узнаваемость бренда и далее по цепочке: чем известнее бренд, тем шире его аудитория и клиентская база.  Поэтому некоторые микрофинансовые организации используют сведения RAEX для проведения собственных исследований, допуская вольные выводы. Так, МФО «Е Заем» ранее представила собственный выборочный анализ всех онлайн-МФО в 1 и 3 кварталах 2016 года: по ее данным, портфель на 1 октября составлял 4,5 млрд рублей, объем выданных займов в сумме двух кварталов - 8,5 млрд рублей. Также с исследованиями активна и МФО MoneyMan: по ее прогнозам, по итогам 2016 года портфель онлайн-МФО составит 8,7 млрд рублей, объем выданных займов - 18,1 млрд рублей. Вышедшая в декабре 2016 года на рынок онлайн-займов компания "Домашние деньги онлайн", учредителем которой стал бенефициар "Домашних денег" Евгений Бернштам, прогнозирует объем рынка выданных онлайн займов по итогам 2016 года более пессимистично - в размере 5 млрд рулей.

Все полученные в рамках исследований данные так или иначе сопоставимы с данными RAEX. Хотя и «Е заем», и MoneyMan, и «Домашние деньги онлайн» дают оговорку, что для исследования использовали собственные показатели, сведения из бюро кредитных историй и неназываемые открытые источники. В выводах компании заявляют, что каждая из них занимает по 20% рынка онлайн-займов, а "Домашние деньги онлайн" - займет 20% рынка в течение 2017 года.

Реальная же доля, по данным того же рэнкинга RAEX, в первом полугодии у "Е заем" по портфелю составила 16%, у MoneyMan - 14%, по объему выданных займов – 15% и 8% соответственно. Безусловным лидером рэнкинга по портфелю с долей 28% является ГК "СМСФинанс" (одноименная МФО совместно с Vivus.ru), по объемам выданных займов – ГК "Быстроденьги" (одноименная МФК совместно с МФО "Турбозайм") с долей 34%.

"Доля рынка, которую якобы занимает та или иная компания, достаточно эфемерный и субъективный показатель, с которым обращаться нужно чрезмерно осторожно. Вынужденные колебания доли, в том числе ее сужение за счет активизации других игроков, могут быть использованы конкурентами для нанесения серьезного имиджевого удара. Сегодня мы видим информационную борьбу за обладание четвертью рынка, и в условиях растущего рынка победителем в которой стать очень сложно", - прокомментировал аналитик Easyfins.ru Борис Прокопенко.  

Потенциал рынка Интернет-займов недооценен: рынок зависит от большого количества условностей и оговорок, то есть от субъективных факторов. С одной стороны, мешает отсутствие доступа в Интернет и высокий процент недоверия среди потенциальной аудитории. С другой стороны, практически ежедневно появляются новые продукты и услуги, которые стимулируют развитие рынка – от возможности покупки билетов на транспорт и оплаты участия в онлайн-играх до фактически покупки любых товаров в кредит, которые банки стали оформлять через дружественные МФО.

Аккумулятором отчетности микрофинансовых организаций является Банк России. Именно он владеет полной информацией по сегментам рынка - сколько было выдано займов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, сколько – физическим, на какой срок и каким способом займы были выданы – наличными или онлайн.  Традиционно ЦБ публикует аналитику с некоторой задержкой, что оправдано: на обработку данных от более чем 2,5 тыс компаний, сегментацию и анализ необходимо время. И Банк России в отчетности никогда не упоминает названия компаний, чтобы не создавать неравные конкурентные преимущества.